Нижегородская Биографическая Энциклопедия 1

Яхонтов Владимир Николаевич

15 (27) ноября 1899 — 16 июля 1945
Артист эстрады, чтец, актёр, мастер художественного слова

Родился в городе Седлец, ныне Мазовецкого воеводства Польши, в семье контролёра акцизного управления.
Детские годы провёл в городе Городце Нижегородской губернии, где учился в начальном училище. Через некоторое время переехал в город Нижний Новгород, к дедушке, который был протоиереем ярмарочного собора.

Окончил Дворянский институт им. Императора Александра II в городе Нижнем Новгороде, где играл в любительских спектаклях. В 1918 году поступил во 2-ю Студию МХТ, спустя год перешёл к Е. Б. Вахтангову в 3-ю Студию. Учителями были Станиславский, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова.

В 1924 —1926 годах — актер Театра В. Э. Мейерхольда. Сыграв роль барона Файервари в спектакле «Учитель Бубус» А. Файко, навсегда ушёл из театра.
Встреча с Еликонидой Ефимовной Поповой в 1921 году определила его дальнейшую судьбу: Попова стала спутником его жизни, режиссёром и художником моноспектаклей, соавтором литературно-сценических программ.
С 1922 года начинает выступать на эстраде с чтением стихов А. С. Пушкина, А. А. Блока, В. В. Маяковского.

В 1924 году исполнил первую художественную композицию-моноспектакль «На смерть Ленина». Яхонтов был и исполнителем, и автором. Композиция состояла из фрагментов произведений художественной литературы, газетных статей, историко-революционных документов, писем, мемуаров, объединённых логикой единого замысла. Яхонтов искал формы сочетания художественного слова с искусством театра. Композиции стали особой формой осмысления современности.
«Речь должна звучать, как стихи» — творческое кредо Яхонтова.

В 1927 году с режиссёрами Поповой-Яхонтовой, С. И. Владимирским, музыкантами М. Цветаевым и Е. Лойтером создал эстрадный театр одного актёра «Современник», прикрытый советскими чиновниками в 1935 году. Яхонтов стремился объединить искусство театра и звучащего слова, — каждое его выступление представляло собой своеобразный, изящный, лаконичный и выразительный спектакль.
В кино — с 1940 года.

В разное время репертуар Яхонтова составляли исторические композиции «Октябрь» (1924 г.), «Ленин» (1925 г.), «1905 год», «Война» (1929 г.), «Цусима» (1934 г.), композиции-хроники современной жизни «Торжественное обещание» (1929 г.), «Новые плоды» (1935 г.), программы по произведениям русской классической литературы «Пушкин» (1926 г.), «Петербург» («Шинель» Н. В. Гоголя, «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Медный всадник», фрагменты из «Евгения Онегина» и стихи Пушкина, 1927 г.), «Да, водевиль есть вещь» («Домик в Коломне» Пушкина, «Коляска» Гоголя, «Тамбовская казначейша» М. Лермонтова, 1929 г.), «Евгений Онегин Пушкина» (1930 г.), «Горе от ума А. С. Грибоедова» (1932 г.), «Настасья Филипповна» (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот», 1933 г.), «Болдинская осень» (1937 г.), «Вечер поэзии Лермонтова» («Смерть поэта», «Пророк», «Бородино», «Валерик», «Соседка», «Завещание», сцены из «Маскарада», 1938 г.).

Яхонтов был первым исполнителем поэм Маяковского «Человек», «Война и мир», «Облако в штанах», «Люблю», «Про это на эстраде». В 1931 году он выступил с композицией «Вечера Маяковского».

В годы Великой Отечественной войны Яхонтовым были созданы лирико-эпические композиции «За Родину» (1941 г.), «Россия грозная» (1942 г.) и другие. Фрагменты из произведений Б. Горбатова, В. Гроссмана, О. Берггольц, проза Толстого, стихи Пушкина в сочетании с музыкой Баха, Бетховена, Листа, Рахманинова, Шостаковича составили композицию «Тост за жизнь» (1944 г.).

Покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна дома. Похоронен в городе Москве на Новодевичьем кладбище.
Я