К

Калашников Василий Иванович

30 октября (11 ноября) 1849 – 13 (26) февраля 1908 
Выдающийся изобретатель, механик, теплотехник, почётный гражданин города Нижнего Новгорода 

Родился в городе Угличе, ныне Ярославской области.
Окончил 3 класса угличского уездного училища в 1860 году.
В одиннадцать лет устроился конторским мальчиком на Николо-Абакумовский судостроительный завод. 

С 1865 года работал чертежником на механическом заводе в Рыбинске.
В навигацию 1869 года работал машинистом на буксирном пароходе «Восток». 
С 1870 года начал работать на судостроительном заводе Колчина в городе Нижнем Новгороде, расположенном на берегу Волги под Откосом в Фабричной слободе. 

С 1872 года был конструктором и главным механиком.
Модернизировал паровые машины, увеличивая их мощность и экономичность.
В 1872 году по его проекту и под его руководством построен пароход «Истобенец», на котором установлены разработанные им высокоэкономичные паровые машины с двойным расширением пара, названные «компаунд». 

В 1873 году для нижегородского предпринимателя Рагозина создал комплект оборудования для нефтеперегонного завода – первого в мире по производству нефтяных смазочных масел. 
Осенью 1875 года расположившийся рядом с предприятием Колчина первый не только в России, но и во всем мире, завод по производству нефтяных смазочных масел выпустил свою первую продукцию.
Разработал нефтеналивные баржи, которые также первыми в России выпустил завод.
Так началась история танкерного флота России. 

Изобрел паровую машину с двумя последовательно работающими цилиндрами.
За этот механизм Курбатовский завод удостоился Большой золотой медали на Всероссийской промышленной выставке 1882 года. 
В 1885 году представил на Нижегородской кустарной выставке новое изобретение — форсунку для более экономного сжигания мазута в топках (форсунка для распыливания мазута), за что получил золотую медаль Русского технического общества. «Форсунки Калашникова» для распыления нефти в топке парового котла получили распространение на пароходах по всей Волге. 

Также изобрел пароперегреватели, воздуходувные машины и т. п.
Впервые применил для речных судов паровые машины с многократным расширением пара.
Первым в мире создал пароходные машины компаунд тройного расширения мощностью в 400, 800 и 1000 лошадиных сил. 

В 1886 году с завода вышел пароход «Всеволод» с машиной тройного расширения пара. В 1887 году принимал участие в открытии в Нижнем Новгороде первого в России учебного заведения для речников – Нижегородской речной школы, в которой затем стал преподавателем изученных им самостоятельно механики и геометрии. 

Долгое время возглавлял Нижегородское отделение Императорского технического общества.
В 1894 году стал редактором журнала «Нижегородский вестник пароходства и промышленности» (редакция находилась на Ильинке). 
В 1896 году во время проведения Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде Калашникову за изобретения и книгу «Записки конструктора» были присуждены диплом первого разряда и грамота о почетном потомственном гражданстве.
На выставке экспонировалась построенная по его проекту паровая машина парохода «Орел». 

Во время работы главным механиком Сормовского завода было спущено на воду несколько пароходов, построенных при его активном участии.
Основал свою судостроительную верфь на Мочальном острове, но вскоре ее продал. 
Изобрел водонапорные установки для водонапорной башни, с помощью которых вода подавалась по трубам с Оки в верхнюю часть города в течение 46 лет – до 1926 года, пока их не заменили более мощными дизелями. 

В 1880 – 1890 годах создал проект постоянного – вместо плавучего, «плашкоутного» – моста через Оку. Однако денег на его строительство в городской казне не нашлось. Первым создал автомат для электросварки листового железа. 
В 1884 году изобрел «снаряд для углубления мелей и чистки фарватеров». 
Почётный гражданин города Нижнего Новгорода.

Скончался в Нижнем Новгороде. Был похоронен на кладбище Крестовоздвиженского монастыря.
В 1957 году в связи с ликвидацией данного некрополя, прах Калашникова был перенесен на Бугровское кладбище. 

Память: его имя носит улица в Сормовском районе Нижнего Новгорода.
К