Ф, Х, Ц, Ч

Чкалов Валерий Павлович

20 января (2 февраля) 1904 – 15 декабря 1938
Герой Советского Союза, лётчик-испытатель, шеф-пилот Горьковского авиационного завода, комбриг авиации

Родился в селе Василёво, ныне город Чкаловск Нижегородской области. Настоящее имя –
Валериан.
Отец Чкалова Игоря Валерьевича и Чкаловой Валерии Валерьевны.

С 1916 года учился в Череповецком ремесленном училище, ныне Вологодской области.
С 1918 года работал молотобойцем в Василёвском затоне, кочегаром на землечерпалке «Волжская № 21» и на пароходе «Баян».

В Красной Армии с сентября 1919 года. До 1921 года служил слесарем по ремонту и сборке самолётов в 4-м авиационном парке в городе Канавино, ныне район города Нижнего Новгорода.

Окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС (1923 г.), Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1923 г.), Первую Высшую авиационную школу лётчиков (1924 г., г. Москва), Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания (1924 г., г. Серпухов Московская область).

Служил в ВВС лётчиком истребительных авиаэскадрилий в городах Ленинграде и Брянске.
В октябре 1928 года был уволен из армии за аварию самолёта и осуждён на 1 год лишения свободы. Отбывал срок в Брянской тюрьме, но менее чем через месяц наказание было заменено на условное.

С 1929 года – лётчик-инструктор в Ленинградском аэроклубе.
С 1930 года – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (г. Москва).

С 1933 года – лётчик-испытатель авиазавода № 39 им. В.Р. Менжинского (г. Москва) и ОКБ Н.Н. Поликарпова. Испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки.

20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве командира экипажа (второй пилот – Георгий Байдуков, штурман – Александр Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9374 километра (полётное время 56 часа 20 минут).

Звание Героя Советского Союза присвоено 24 июля 1936 года.

18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) протяжённостью 8504 километра по прямой (полётное время 63 часа 16 минут).

Депутат Верховного Совета СССР 1 созыва (1937-1938 гг.) от Горьковской области.
Комбриг (1938).
Погиб во время проведения испытательного полёта на опытном истребителе И-180. Урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в городе Москве.

Награды: ордена Ленина (05.05.1936; 24.07.1936); Красного Знамени (09.08.1937).

Память: в августе 1937 года посёлок Василёво был переименован в Чкаловск, ныне город в Нижегородской области, там же открыт мемориальный музей В.П. Чкалова.

Его именем названы станция метро и улица в городе Нижнем Новгороде, а также улицы во многих городах области.
В городах Нижнем Новгороде (Нижегородский район и Сормовский район), Кстове (улица 40 лет Октября), Чкаловске (площадь Чкалова) ему установлены памятники.

Горьковский инженерно-строительный институт, ныне Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, с 1938 по 1991 год носил имя прославленного лётчика.
Чк