К

Кваша Николай Иосифович

8 декабря 1929 – 4 ноября 2007
Герой Российской Федерации, конструктор в области судостроения, лауреат премии Правительства РФ, почётный гражданин Нижегородской области 

Родился в городе Зиновьевск, позднее – Кировоград, ныне – Кропивницкий, Украина, в семье железнодорожника. 
После окончания войны работал в колхозе. 
Окончил Харьковский политехнический институт по специальности "Двигатели внутреннего сгорания” с судовым уклоном (1953 г.). 

После института был распределён по разнарядке Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР в город Горький на завод «Красное Сормово». 
Работал инженером-конструктором в лаборатории бюро автоматизации и механизации производства. 
Первой его самостоятельной работой была разработка чертежей переоборудования мостового крана одного из цехов завода. Затем участвовал в автоматизации прокатного стана и мартеновских печей. 

В 1954 году стал старшим инженером, а в 1955 году назначен начальником конструкторского бюро автоматизации производства завода. 
В 1956 году был избран первым секретарём заводской комсомольской организации. 
В феврале 1957 года был назначен инженером в специальное конструкторское бюро СКБ-112 (ныне АО ЦКБ «Лазурит»), образованное в 1953 году на заводе «Красное Сормово». 

Вскоре стал ведущим инженером вооружения СКБ, а затем заместителем главного конструктора подводной лодки с ракетным комплексом проекта 665, позже назначен начальником отдела автоматики и электроники СКБ. 
В 1962 году назначен главным инженером СКБ-112. 
С 1963 года являлся преподавателем и председателем государственной экзаменационной комиссии по защите дипломных проектов в Горьковском политехническом институте. 

Принимал участие в более 20 проектах дизель-электрических и атомных подводных лодок, а также глубоководных аппаратов. 
В 1971 году был назначен главным конструктором многоцелевой атомной подводной лодки проекта 945 типа «Барракуда», которая положила начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в СССР. 

Лодка впервые в отечественном подводном кораблестроении создавалась полностью с прочным корпусом из титанового сплава, обладала малой шумностью и низкими физическими полями. Участвовал в специальных испытаниях многоцелевой атомной подводной лодки проекта 945. 

Звание Героя Российской Федерации присвоено 6 декабря 1993 года – за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания. Являетя первым человеком, удостоенным этого звания, на территории Нижегородской области. 

В 1993 – 2007 годах – генеральный директор и генеральный конструктор ОАО "ЦКБ «Лазурит». 
Автор более 50 изобретений и нескольких десятков статей о новых конструкциях подводных лодок. 

Профессор. Доктор технических наук. 
Лауреат премии Правительства Российской Федерации (1998) – за создание глубоководного спасательного аппарата «Бестер». 
Почётный гражданин Нижегородской области (19.11.1996). 
Жил в городе Нижнем Новгороде, похоронен на Ново-Сормовском кладбище. 

Награды: ордена Ленина (1970); «Знак Почёта» (1959); Трудового Красного Знамени (1963; 1981); «За заслуги перед отечеством» 3-й степени (10.09.2003). 

Память: на здании ЦКБ "Лазурит" (г. Нижний Новгород, Сормовский район, улица Свободы, 37), установлена мемориальная доска.
На доме, где он жил (г. Нижний Новгород, Сормовский район, улица Коминтерна, 178), так же установлена мемориальная доска.
Кв