С

Смирнов Алексей Григорьевич

5 (18) октября 1916 – 1997 
Герой Социалистического Труда 

Родился в деревне Бобылёвка, ныне Уренского района Нижегородской области.
Окончил сельскую школу и трудился чернорабочим до призыва в Красную Армию. 
Участник освободительного похода в Западную Украины осенью 1939 года и боёв на Карельском перешейке в период Советско-финской войны. 

Накануне войны окончил курсы помощников машинистов паровоза и работал в депо Ковельской железной дороги (г. Владимир-Волынский, Украина). 
В конце июня 1941 года в составе депо был эвакуирован на восток. Работал в депо Лев Толстой Московско-Донбасской железной дороги, затем – в депо Всполье Северной железной дороги (г. Ярославль) в составе паровозной колонны особого резерва №7 (ОРКП-7) машинистом паровоза СО 17-122. 

Весной 1943 года в одном из рейсов заменил погибшего машиниста и привел эшелон с оружием и боеприпасами в пункт назначения, затем самостоятельно отремонтировал паровоз и привёл его в Ярославль. 

Машинист Смирнов водили эшелоны от Старобельска на Ясиноватую, Павлодар, Днепропетровск и Знаменку во время Корсунь-Шевченковской битвы. 

Звание Героя Социалистического Труда присвоено 5 ноября 1943 года – за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и восстановление железнодорожного транспорта в условиях военного времени. 

В мае 1944 года Смирнов со своей паровозной бригадой из Красноярска на новом паровозе серии СО 17-1613 «Сибиряк», построенном на средства Фонда обороны провёл на фронт эшелон гружёный танками. 

На этом паровозе он трудился до полной Победы, его бригада первой в колонне стала водить поезда повышенного веса. Весной 1945 года ОРКП-7 обеспечивала доставку грузов и войск к частям, готовившимся у штурму Берлина. 

Уже в конце апреля, когда ещё шли бои на улицах Берлина, Смирнов со своей паровозной бригадой привёл первые составы на Силезский вокзал. 
В июле 1945 года его бригада доставила из Познани в Потсдам советскую правительственную делегацию во главе со И.В. Сталиным. Пока шла в Потсдаме Берлинская конференция, паровозы 7-й колонны были в резерве на Силезском вокзале. 

После войны Смирнов окончил Центральные технические курсы НКПС и был направлен на Запорожский паровозоремонтный завод заместителем начальника сборочного цеха. 
В 1948 году перевёлся в локомотивное депо Днепропетровск и трудился старшим машинистом и машинистом-инструктором. 
Почётный железнодорожник (1945). 
Жил и похоронен в городе Днепропетровске, ныне город Днепр, Украина. 

Награды: ордена Ленина (05.11.1943); Трудового Красного Знамени (1971).
С