А

Астров Николай Александрович

28 апреля 1906 – 4 апреля 1992
Герой Социалистического Труда
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
Доктор технических наук
Лауреат Сталинской премии
Лауреат Государственной премии СССР

Родился в Москве, в семье профессора высшего технического училища.
Окончив школу в 1924 году, поступил чертёжником в НАМИ (научный автомоторный институт), где участвовал в проектировании заднего моста первого советского легкового автомобиля НАМИ-1.
Окончил Государственный электромашиностроительный институт (1928 г.).
С 1928 года – конструктор на Московском электрозаводе.
В 1929 году был арестован и помещен в «шарашку» ЦКБ-39 при Бутырской тюрьме, где проявил себя как перспективный конструктор, способный принести большую пользу в оборонном оснащении Красной армии.
В 1929 – 1930 годах – ассистент в Московском электромеханическом институте.
С 1931 года работал инженером-конструктором, затем начальником конструкторского бюро в Автотракторном конструкторском бюро технического отдела экономического управления ОГПУ, где занимался разработкой конструкций опытных танков ПТ-1, ПТ-1А, Т-29.
В 1934 году назначен главным конструктором завода № 37 (г. Москва) где под его руководством были созданы малые плавающие танки Т-38 (1935) и Т-40 (1939), гусеничный полубронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (1936).
С августа 1941 по октябрь 1946 года работал в должности заместителя главного конструктора Горьковского автомобильного завода по спецпроизводству, руководил созданием лёгких танков Т-30, Т-60 (1941), Т-70 (1942), Т-80 (1943), самоходной установки СУ-76М (на базе танка Т-70) и ряда других опытных образцов танков и САУ.
В 1946 – 1985 годах работал на Мытищинском машиностроительном заводе.
В должности главного конструктора завода возглавлял разработку авиадесантных самоходных установок АСУ-57 и АСУ-85, самоходной установки ЗСУ-23-4 зенитного артиллерийского комплекса «Шилка», артиллерийского тягача АТП, шасси под зенитные ракетные комплексы «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска».
Всего им создано двадцать шесть типов боевых машин пяти семейств.
Звание Героя Социалистического Труда присвоено 21 мая 1976 года.
Доктор технических наук (1971). Профессор (1976). Инженер-полковник (1945).
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (05.11.1979).
Лауреат Сталинской премии (1942) – за разработку конструкций новых типов лёгких танков (Т-70).
Лауреат Сталинской премии (1943) – за усовершенствование конструкции танка (Т-80).
Лауреат Сталинской премии (1951) – за работу в области вооружения.
Лауреат Государственной премии СССР (1967).
Жил в городе Мытищи, похоронен на кладбище села Аксиньино Одинцовского района Московской области.

Награды: ордена Ленина (20.01.1943, 22.08.1966, 21.05.1976), Отечественной войны 2-й степени (16.09.1945), Трудового Красного Знамени (28.10.1944, 19.05.1956), Красной Звезды (10.03.1936).
А