Б

Буданов Василий Петрович

12 (25) февраля 1903 – 1993
Конструктор-автомобилестроитель
Испытатель автомобилей

Родился в селе Рогачёво, ныне Дмитровского района Московской области, в многодетной семье.
В 1919 году устроился слесарем в высшую автобронетанковую школу.
Затем перешел в автотракторный техникум, на базе которого вскоре открыли Московский автотракторный институт им. М. В. Ломоносова, где Буданов трудился уже в трех ипостасях — слесаря-ремонтника, мастера учебных мастерских и механика лаборатории двигателей.
При этом учился на вечерних отделениях сначала техникума, потом института.

В марте 1932 года по мобилизации Наркомата тяжелой промышленности он был направлен на Нижегородский автомобильный завод.
К тому моменту Буданов уже имел богатый опыт практической работы, хорошую теоретическую инженерную подготовку и, что немаловажно в свете тогдашнего сотрудничества с американцами, свободно владел английским языком.

Отработав полгода в цехе коробок скоростей, он получил назначение в Технический отдел завода, где возглавил группу стендовых испытаний деталей и узлов автомобилей.
В 1937 году в составе делегации заводских специалистов он был направлен в двухлетнюю командировку в США для изучения деятельности исследовательских центров компаний «Форд», «Крайслер», «Дженерал Моторс», а также для приобретения нового технологического оборудования.

Вернувшись на Горьковский автозавод начал создавать свою исследовательскую базу для доводки конструкций новых образцов техники.
С 1941 года – начальник цеха испытаний КЭО (конструкторско-экспериментального отдела), который выполнял задания по доводке выпускаемой на ГАЗе военной продукции — танков, аэросаней, броневиков, вездеходов, мотоциклов.

В послевоенные годы коллектив под его руководством участвовал в доводке конструкций и освоении выпуска ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-М-20 «Победа», ГАЗ-М-72, ГАЗ-12 «ЗИМ», ГАЗ-69, ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-22, ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ГАЗ-66, а также новых образцов спецтехники — ГАЗ-40 (БТР-40), ГАЗ-46 (МАВ-69), ГАЗ-40П (БРДМ), ГАЗ-41 (БРДМ-2), ГАЗ-47 (ГТ-С).

При его непосредственном участи были созданы и оснащены оборудованием лаборатории стендовых и дорожных испытаний автомобильных двигателей, узлов и агрегатов.
Это позволило резко повысить эффективность работы и сократить сроки проведения испытаний.

Он внес большой вклад в разработку проекта и строительство нового корпуса КЭО.
Его опыт и знания были использованы при создании и вводе в строй многофункционального комплекса, имитирующего различные климатические условия, при проектировании и строительстве заводского полигона, позволившего перенести тест-драйвы автомобилей с дорог общего пользования на специальные трассы.
В итоге время и затраты на испытания значительно сократились, одновременно повысилась их безопасность.

Проработал руководителем коллектива испытателей КЭО 29 лет — до 1970 года.
Созданная под его руководством исследовательская база конструкторского подразделения ГАЗа была по тем временам самой передовой в автомобильной промышленности СССР.

Награды: орден «Знак Почёта» (28.10.1944), медали, в т.ч. «За трудовую доблесть» (20.01.1943) и «За трудовое отличие».
Б