Б

Бутусов Василий Васильевич

18 (31) марта 1912 – 14 апреля 1983
Герой Социалистического Труда

Родился в деревне Вертьяново, ныне в составе села Дивеево – районного центра Нижегородской области, в крестьянской семье. Трудовую деятельность начал подростком на железной дороге в городе Нижнем Новгороде.

С 1930 года работал смазчиком в вагонном депо станции Тайшет Томской железной дороги, ныне – в Иркутской области. Служил в Красной Армии в частях береговой обороны Черноморского флота в городе Севастополь. После демобилизации переехал в Алма-Атинскую область Казахской ССР.
С 1936 года работал на станции Матай Турксиба кочегаром, помощником машиниста, машинистом паровоза. Активно участвовал в работе комсомольской организации станции, избирался секретарём организации.

В годы Великой Отечественной войны подвозил вооружение и боеприпасы к передовой линии фронта, обратно вывозил раненых. В конце 1941 года был тяжело ранен осколками вражеской бомбы.
С 1947 года работал в локомотивном депо станции Рига Прибалтийской железной дороги: машинист, старший машинист паровоза.

Добился большой производительности машины, постепенно увеличивал километраж пробега между подъёмочным и капитальным ремонтом. Особое внимание уделял промывочному ремонту по очистке внутренней поверхности дымогарных и жаровых труб от сажи и изгари. Эта процедура обычно производилась после 9 000 километров пробега, но умелый уход за паровозом позволил машинисту увеличить норму межпромывочного пробега сразу вдвое – до 15 000 километров.

Машинист Бутусов в 1954 году одним из первых реализовал данную инициативу в республике, превысив в полтора раза нормативные показатели, и провёл свой паровоз без аварий более 2 миллионов километров, причём 1 миллион километров – без капитального ремонта, при норме 650 000 километров. Активно включился в движение наставничества и к 1959 году подготовил 15 молодых машинистов, неоднократно выходил победителем в социалистическом соревновании паровозных бригад.
По праву считался одним из лучших паровозников Прибалтийской железной дороги.

Звание Героя Социалистического Труда присвоено 1 августа 1959 года – за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта.

В начале 1960-х годов, пройдя переобучение, стал водить тепловозы как машинист-инструктор. Возглавлял Шкиротавскую локомотивную группу, был инспектором группы народного контроля и наставником молодёжи. Воспитал не одно поколение машинистов локомотивов.
Избирался членом Рижского горкома КП Латвийской ССР. Почётный железнодорожник.
С 1973 года – на пенсии.
Жил в городе Риге Латвийской ССР, похоронен на 2-м Лесном кладбище.

Награды: орден Ленина (01.08.1959), медали, в т.ч. «За трудовую доблесть» (01.08.1953), «За трудовое отличие» (16.07.1951).
Бу