Директор Городецкого судоремонтно-механического завода, заслуженный работник транспорта РСФСР, почётный гражданин города Городца
Родился в Тонкинском районе Горьковской области.
Окончил штурманское отделение Горьковского речного училища им. И.П. Кулибина (1956 г.).
В 1956 – 1963 годах работал на судах приписного флота Городецкого судоремонтно-механического завода Волжского объединённого речного пароходства (ВОРП).
Работу начал в должности третьего штурмана теплохода «Полтава» ВОРПа.
В дальнейшем, повышая свои практические знания, работал вторым штурманом на т/х «Тернополь», «Краснодар», первым штурманом на т/х «Луцк», «Городец», а в мае 1961 года был назначен капитаном-2 пом. механика на теплоход «Каунас».
В октябре 1963 года был назначен капитаном на теплоход «Волго-Дон 15», на котором проработал 11 лет (1963-1977).
В период работы натеплохода «Волго-Дон 15» раскрылся судоводительский и организаторский талант Смирнова.
Он являлся инициатором социалистического соревнования экипажа своего судна с коллективами Горьковского и Усть-Донецкого портов.
Под его руководством экипаж теплохода «Волго-Дон 15» многократно выходил победителем в бассейновом и министерском социалистическом соревновании, капитан Смирнов за этот период неоднократно заносился на заводскую, городскую и бассейновую Доски Почёта. В 1960-е годы «Волго-Дон 15» стал флагманом грузового флота. При его участии была освоена скоростная погрузка леса на судах типа «Волго-Дон».
Окончил механический факультет Горьковского института инженеров водного транспорта (1975).
В 1976 – 1984 годах – заместитель директора Городецкого судоремонтно-механического завода по флоту.
В 1984 – 1997 годах – директор Городецкого судоремонтно-механического завода.
С приходом Смирнова к руководству заводом началась генеральная реконструкция механической части завода, интенсивно развернулось жилищное строительство. В этот период его работы реконструирован и расширен береговой производственный участок на судоверфи Городецкого судоремонтно-механического завода, единственный на Волге способный проводить уникальные ремонтно-восстановительные работы по расточке шеек коленчатых валов судовых двигателей всех типов и модификаций без их разборки, по центровке и балансировке роторов турбонагнетателей, разработана оригинальная технология восстановления блоков судовых двигателей. Создан единственный на Волге участок механической очистки и окраски корпусов судов с технологией, не имеющей аналогов в нашей стране.
В 1987 – 1991 годах – председатель совета директоров промышленных предприятий ВОРПа.
В январе 1997 года избран председателем Земского собрания Городецкого района Нижегородской области.
Депутат городского Совета депутатов трудящихся.
Заслуженный работник транспорта РСФСР (04.07.1988).
Почётный гражданин города Городца (08.09.1994).
Жил в городе Городце, похоронен на Кудашихинском кладбище.
Награды: ордена Ленина; Трудового Красного Знамени; «Знак Почёта» (1990).
Память: самоходное сухогрузное судно проекта Р-32 серии «Невский» – «Невский 5» в 2006 году был переименован в «Астафий Смирнов».